ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА
Предстояло обработать
общественность. В 1899—1900 гг. Тирпиц и монополисты тяжелой
промышленности организовали большую пропагандистскую кампанию. Они вели ее
через Пангермакский союз, Колониальный союз и особенно «Флотский союз», специально
для этого созданный в 1898 г. и финансировавшийся Круппом и другими
представителями тяжелой индустрии. В течение зимы 1899—1900 гг. союз
организовал 3 тыс. публичных выступлений в различных частях Германии в пользу
строительства мощного военного флота. Эта пропаганда должна была убедить немцев
в том, что им необходим сильный флот, такой сильный, чтобы даже для самой
мощной военно-морской державы нападение на Германию было связано с серьезным
риском. Сторонники военно-морского закона заявляли, что сейчас, когда большого
флота у Германии не имеется, вся ее огромная внешняя торговля беззащитна и
отдана на произвол Англии. В пропаганде широко использовались такие факты, как
захват Филиппин Соединенными Штатами, обстрел Апии англо-американским флотом и
весь спор из-за островов Самоа, особенно же захват англичанами немецких судов в
южноафриканских водах. Кайзер, Бюлов и Тирпиц втроем пили за здоровье
английских офицеров, задержавших эти пароходы: ведь эти люди помогли им
протащить закон о военном флоте!
Вся пропаганда за
строительство флота носила антианглийскую направленность. Правда, в интересах
дипломатии, как и при подготовке первого флотского закона, вносилась оговорка:
чтобы сделать нападение на Германию и на ее морские интересы рискованным даже
для Англии, германский флот не обязательно должен занять первое место.
Достаточно ему будет и второго. Такие заявления делались неоднократно, в
том числе и Тирпицом. Они были рассчитаны на то, чтобы хоть немного успокоить
Англию: на ее морское первенство Германия, дескать, не покушается.
Но эта пропагандистская
оговорка не уничтожала подчеркнуто антианглийской направленности внешней
политики воссоздаваемого юнкерско-буржуазного блока. Строительство флота
неизбежно придавало внешней политике германского правительства антиангдийский,
а отчасти и антиамериканский характер. В Лондоне теперь понимали положение
таким образом, что Германия приступила к подготовке войны против Англии.
Немецкий военно-морской
закон 1900 г. развязал ожесточенную гонку морских вооружений. Он имел для
отношений Германии с Англией последствия столь же роковые, как сооружение
Багдадской дороги для отношений с Россией. Германский империализм нарушал
интересы обеих этих держав, он беззастенчиво спекулировал на их взаимных
противоречиях. Его дипломатия старалась каждую из них запугать перспективой
сговора Германии с ее соперницей, твердо уповая на то, что Россия и Англия
никогда не смогут примириться друг с другом и сплотиться против Германии.
Германская политика «свободы рук» была рассчитана на то, чтобы вымогать уступка
и: у той и у другой.
Если своей
военно-морской программой «политика сплочения» была заострена против Англии и
отчасти США, то в своей экономической части она оборачивалась против
Соединенных Штатов и России. Именно против этих двух крупнейших поставщиков
сельскохозяйственных товаров на мировом рывке были заострены те меры по
«защите» сельского хозяйства, которыми собирались оплатить юнкерам поддержку
военно-морской программы и вообще прекращение фронды е их сторошл. Внутренняя
политика германского империализма сплеталась с внешней, а обе вместе вели к
обострению международных империалистических противоречий.
|