История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ     ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА

Предстояло  обработать  общественность.   В   1899—1900  гг. Тирпиц и монополисты тяжелой промышленности организовали большую пропагандистскую кампанию. Они вели ее через Пангермакский союз, Колониальный союз и особенно  «Флотский союз», специально для этого созданный в 1898 г. и финансировавшийся    Круппом   и   другими   представителями    тяжелой индустрии. В течение зимы   1899—1900   гг. союз   организовал 3 тыс. публичных выступлений в различных частях Германии в пользу строительства мощного военного флота. Эта пропаганда должна была убедить немцев в том, что им необходим сильный флот, такой сильный, чтобы даже для самой мощной военно-морской державы  нападение   на   Германию   было связано с серьезным риском. Сторонники военно-морского закона заявляли, что сейчас, когда большого флота у Германии не имеется,  вся ее огромная внешняя торговля беззащитна и отдана на произвол Англии. В пропаганде широко использовались такие факты, как захват Филиппин Соединенными Штатами, обстрел Апии англо-американским флотом и весь спор из-за островов Самоа, особенно же захват англичанами немецких судов в южноафриканских водах. Кайзер, Бюлов и Тирпиц втроем пили за здоровье английских офицеров, задержавших эти пароходы: ведь эти люди помогли им протащить закон о военном флоте!

Вся пропаганда за строительство флота носила антианглийскую направленность. Правда, в интересах дипломатии, как и при подготовке первого флотского закона, вносилась оговорка: чтобы сделать нападение на Германию и на ее морские интересы рискованным даже для Англии, германский флот не обязательно должен занять первое место. Достаточно ему будет и второго. Такие заявления делались неоднократно, в том числе и Тирпицом. Они были рассчитаны на то, чтобы хоть немного успокоить Англию: на ее морское первенство Германия, дескать, не покушается.

Но эта пропагандистская оговорка не уничтожала подчеркнуто антианглийской направленности внешней политики воссоздаваемого юнкерско-буржуазного блока. Строительство флота неизбежно придавало внешней политике германского правительства антиангдийский, а отчасти и антиамериканский характер. В Лондоне теперь понимали положение таким образом, что Германия приступила к подготовке войны против Англии.

Немецкий военно-морской закон 1900 г. развязал ожесточенную гонку морских вооружений. Он имел для отношений Германии с Англией последствия столь же роковые, как сооружение Багдадской дороги для отношений с Россией. Германский империализм нарушал интересы обеих этих держав, он беззастенчиво спекулировал на их взаимных противоречиях. Его дипломатия старалась каждую из них запугать перспективой сговора Германии с ее соперницей, твердо уповая на то, что Россия и Англия никогда не смогут примириться друг с другом и сплотиться против Германии. Германская политика «свободы рук» была рассчитана на то, чтобы вымогать уступка и: у той и у другой.

Если своей военно-морской программой «политика сплочения» была заострена против Англии и отчасти США, то в своей экономической части она оборачивалась против Соединенных Штатов и России. Именно против этих двух крупнейших поставщиков сельскохозяйственных товаров на мировом рывке были заострены те меры по «защите» сельского хозяйства, которыми собирались оплатить юнкерам поддержку военно-морской программы и вообще прекращение фронды е их сторошл. Внутренняя  политика  германского  империализма  сплеталась с внешней, а обе вместе вели к обострению международных империалистических   противоречий.