История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ     ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА

Но никакой массовой кампании протеста против затевавшейся империалистической авантюры, чреватой гибельным; последствиями для всеобщего мира и для самой Германии, социал-демократы не развернули. Их «сопротивление» империалистической авантюре практически ограничивалось речами в рейхстаге да отдельными газетными статьями. Реформистское же крыло социал-демократической партии выражало одобрение проекту постройки Багдадской дороги.

Русско-турецкое соглашение

Частично русскому военно-феодальному империализму все же удалось оградить свои интересы. «Заботы императорского правительства, — писал 5 апреля 1900 г. русский министр иностранных дел в циркулярном письме послам, — должны направляться к тому, чтобы не допустить утверждения политического преобладания  какой   бы   то   ни   было   иностранной  державы в пределах Малой Азии». Раньше само турецкое правительство не допускало туда иностранцев. Теперь, продолжал Муравьев, положение изменилось. Ввиду этого «настоятельно возникла необходимость во всяком случае оградить от иностранного захвата местности, соприкасающиеся с нашей кавказской границей и южным побережьем Черного моря при посредстве особого соглашения с Оттоманским правительством». После долгих настояний 31 марта 1900 г. царской дипломатии удалось получить   от   турецкого правительства  формальное  обязательство. Оно имело форму письменного заявления, подписанного министром иностранных дел. В случае, если турецкое правительство, говорилось в нем,   «сочтет  своевременным  строительство железных дорог» в Малой Азии, «в зоне, прилегающей к Черному морю, и в случае, если оно не станет их строить само, оно предоставит  концессии   на   эти линии   русским   капиталистам». Условия будут «совершенно одинаковы» с условиями концессии на Багдадскую дорогу. При строительстве железных дорог в упомянутой зоне должны быть приняты во внимание коммерческие   интересы   обоих   государств, т. е. России   п  Турции, «Ветвь от Ада-Базара до Гераклиэ, строительство которой уже решено, а также линия Анкара, Кайсери, Сивас, Харпут, Дп-ярбакыр и Ван составляют исключение».

Таково было содержание декларации турецкого правительства. Поясняя ее смысл, русский посол в Турции Зиновьев писал по начальству: «Предполагаемая турецким правительством железная дорога от Анкары через Кайсери, Сивас, Харпут и Диярбакыр до Вана, каковая, вероятно, никогда не осуществится, должна считаться как бы южной границей выговоренной нами... зоны».

Железнодорожные вопросы не исчерпывали русско-германского конфликта из-за влияния в Турции. В Петербурге были обеспокоены и раздражены усилением германских позиций в турецкой армии. В ней росло число германских офицеров, так же как увеличивалось количество немецких советников в гражданских ведомствах.

Царское правительство крайне опасалось проникновения немцев в Турцию. Они хотят «включить в союз против нас Турцию, охватить наши границы от Эрзерума до Полангена»  (да Балтике. —В. X.) —так выразил существо этих опасений военный министр генерал Куропаткин. «Нам следует, — писал Николай II, — совершенно ясно и категорически выяснить цель более чем дружеской связи германского императора с турецкой армией».

Так, интересы монополистического капитала побуждали Германскую империю протягивать руки к богатствам Ближнего Востока. Здесь эти интересы вовлекли Германию в новые серьезные конфликты — и с Россией и с Англией.