ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА
Французское
правительство вынуждено было продолжать отступление перед Англией. Оно
отказалось от области Бахр-эль-Газаль и от выхода к Нилу. Притязания на
возвращение Эльзаса и Лотарингии, как показывают факты, французское
правительство не могло продать не только за этот район, но даже и за весь
Нильский бассейн или любую другую колонию. Итак, Франция капитулировала перед
Великобританией в борьбе за бассейн Нила. После того как она отступила из Фа-шоды
и -спасовала в борьбе за доступ к верховьям реки, никто в Англии всерьез уже не
мог бояться, что французы возобновят борьбу за Египет: со слишком важными
козырями Франция теперь рассталась. Вместе с тем проиграла и Германия: Англия,
упрочив свое положение в Египте, стала гораздо меньше нуждаться в ее поддержке
в египетских делах.
Когда капитуляция
Франции свершилась, в Лондоне изменили курс. Добившись своего, английское
правительство решило протянуть пряник побитому врагу. В феврале 1899 г, оно открыло с Францией те самые переговоры, в которых ей отказывали до капитуляции. Очень
быстро, уже 21 марта 1899 г., между Лондоном и Парижем было достигнуто
соглашение. «Англия и Франция делят Африку», — записал В. И. Ленин в своих
тетрадях по империализму.
Африканские владения
обеих держав были разграничены, Франция оказалась окончательно удаленной из
бассейна Нила. Но теперь она получила за это некоторые компенсации, которые до
капитуляции в борьбе за Нил ей не соглашались предоставить. Граница между
французскими и английскими владениями в Африке была проведена в основном по
водоразделу между бассейнами озера Чад и реки Конго, с одной стороны, и
бассейном Нила — с другой. За отказ от него Франция получила значительный кусок
Судана к западу от Дарфура. Захват этой территории позволил соединить
территориально владения Франции в Северной и Западной Африке с ее
центральноафриканскими колониями.
Англо-французское
соглашение 1899 г. завершало раздел Центральной Африки. Но еще предстояла
борьба между империалистами за северную и южную часть, континента. Что касается
последней, то ее час уже пробил: английский империализм готовился проглотить
бурские республики.
Багдадская железная
дорога
Но еще до того, как
совершилось нападение на буров, в другой части света — в Азии произошли весьма
важные события. В J898 году, столь богатом событиями на колониальной
арене, германский империализм развернул борьбу за концессию на постройку
железной дороги в Малой Азии через Багдад к Персидскому заливу. Это предприятие
должно было стать в его руках орудием закабаления Турции. Германский капитал с
переходом в империалистическую фазу приобретал все большую заинтересованность в
проникновении в Османскую империю. Деятельность немецкой дипломатии по
получению концессии на Багдадскую дорогу свидетельствует о возраставшем влиянии
капиталистических монополий на политику Герман-скоп империи. По мере того как
расширялись их экономические интересы во всех частях света, они все сильнее
тянули правительство, а вместе с тем и страну на путь опасных авантюр.
В 1898 г. германский капитал в лице «Общества анатолийских железных дорог» завершил сооружение железной
дороги яа Конью. Теперь уже нельзя было больше утверждать, будто у Германии нет
интересов на Ближнем Востоке. Германский империализм явно собирался превратить
Турцию в свою колонию.
|