История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ     ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА

тскому нослу АГаршалю «соглашение (актанту) между немецким и французским капиталом в отношении экономических предприятий в Турции». Так резюмировал суть французского предложения германский посол. Французский делец Берже (Berger), срозидент Управления оттоманского государственного долга, которое тоже находилось под главенством французских капиталистов, обратился с аналогичным предложением к Сименсу. Глава «Депче банк» но-прежнему предвидел трудности в финансировании столь значительного предприятия, как дорога до Персидского залива. Сименс считал, что ресурсов германского денежного рынка может не хватить. Он был весьма заинтересован в том, чтобы привлечь французский и английский капитал. Это обеспечило бы также содействие Управления оттоманского долга, помощь которого была бы весьма ценной.

В германском правительство сначала думали иначе: хотели, чтобы Багдадская дорога была чисто немецким предприятием. Но затем уступили Сименсу.

Последовали переговоры между «Дейче банк» и Оттоманским банком, за которым стояли столпы парижской финансовой олигархии. Переговоры закончились довольно быстро. 6 мая 1899 г. между обоими банками было заключено соглашение. Оттоманский банк — точнее, стоявшая за ним группа французских банкиров — принимал участие в строительстве Багдадской дороги в размере 40% акционерного капитала. 60% оставались за «Дейче банк». За ним закреплялось и руководство ъсем делом. Сименс ловко добился своей цели: он обеспечил сотрудничество парижской биржи в финансировании предприятия и в полной мере сохранил за собой главенствующую роль.

Это соглашение между двумя банками заняло важное место в начавшемся разделе мира между союзами монополистов. Оно означало, что французский капитал счел себя вынужденным уступить германскому капиталу первое место в эксплуатации Турции, забронировав за собой второе.

В дальнейшей своей деятельности дипломатия обоих государств — и Германской империи и Французской республики — в ближайшие годы в вопросах Багдадской железной дорога исходила из соглашения между банкирами.

Позиция английского империализма

Иначе  сложились у  «Дейче банк» отиошення    с    английским    империализмом. «Серьезное дипломатическое противодействие, — сообщал Маршаль, — я встретил только со стороны английского посольства». Английская финансовая группа, возглавляемая неким Рехницером, выступила против «Дейче банк» в качестве конкурирующего претендента на багдадскую концессию. Она выдвинула проект постройки железной дороги на Багдад из Александретты, т. е. с побережья Средиземного моря. Английская дипломатия активно поддерживала домогательства Рехницера. Была приведена в движение английская агентура внутри турецких правящих кругов: своих людей у англичан оставалось там все еще немало. Но верх снова одержали немцы. Проект Сименса обеспечивал султану связь его столицы с отдаленным Багдадом. Проект дороги Александретта — Багдад скорее изолировал этот город от центра султанской империи и связывал Багдад со Средиземноморьем, где господствовал британский флот. Но предпочтение, которое султан отдавал германскому банку, объясняется не только преимуществами его проекта и даже не только стремлением ликвидировать французско-английское финансовое засилье. Германия имела в глазах падишаха еще и другое преимущество. Абдул-Гамид считал, что немцы не в состоянии отхватить у него кусок его владений, подобно тому как англичане сделали уже это на Кипре и в Египте, а теперь грозили повторить на побережье Персидского залива.