ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА
тскому нослу АГаршалю
«соглашение (актанту) между немецким и французским капиталом в отношении
экономических предприятий в Турции». Так резюмировал суть французского
предложения германский посол. Французский делец Берже (Berger), срозидент
Управления оттоманского государственного долга, которое тоже находилось под
главенством французских капиталистов, обратился с аналогичным предложением к
Сименсу. Глава «Депче банк» но-прежнему предвидел трудности в финансировании
столь значительного предприятия, как дорога до Персидского залива. Сименс
считал, что ресурсов германского денежного рынка может не хватить. Он был
весьма заинтересован в том, чтобы привлечь французский и английский капитал.
Это обеспечило бы также содействие Управления оттоманского долга, помощь
которого была бы весьма ценной.
В германском
правительство сначала думали иначе: хотели, чтобы Багдадская дорога была чисто
немецким предприятием. Но затем уступили Сименсу.
Последовали переговоры
между «Дейче банк» и Оттоманским банком, за которым стояли столпы парижской
финансовой олигархии. Переговоры закончились довольно быстро. 6 мая 1899 г. между обоими банками было заключено соглашение. Оттоманский банк — точнее, стоявшая за ним
группа французских банкиров — принимал участие в строительстве Багдадской
дороги в размере 40% акционерного капитала. 60% оставались за «Дейче банк». За
ним закреплялось и руководство ъсем делом. Сименс ловко добился своей цели: он
обеспечил сотрудничество парижской биржи в финансировании предприятия и в
полной мере сохранил за собой главенствующую роль.
Это соглашение между
двумя банками заняло важное место в начавшемся разделе мира между союзами
монополистов. Оно означало, что французский капитал счел себя вынужденным
уступить германскому капиталу первое место в эксплуатации Турции, забронировав
за собой второе.
В дальнейшей своей
деятельности дипломатия обоих государств — и Германской империи и Французской
республики — в ближайшие годы в вопросах Багдадской железной дорога
исходила из соглашения между банкирами.
Позиция английского
империализма
Иначе сложились у
«Дейче банк» отиошення с английским империализмом. «Серьезное
дипломатическое противодействие, — сообщал Маршаль, — я встретил только со
стороны английского посольства». Английская финансовая группа, возглавляемая
неким Рехницером, выступила против «Дейче банк» в качестве конкурирующего
претендента на багдадскую концессию. Она выдвинула проект постройки железной
дороги на Багдад из Александретты, т. е. с побережья Средиземного моря.
Английская дипломатия активно поддерживала домогательства Рехницера. Была
приведена в движение английская агентура внутри турецких правящих кругов: своих
людей у англичан оставалось там все еще немало. Но верх снова одержали немцы.
Проект Сименса обеспечивал султану связь его столицы с отдаленным Багдадом.
Проект дороги Александретта — Багдад скорее изолировал этот город от центра
султанской империи и связывал Багдад со Средиземноморьем, где господствовал
британский флот. Но предпочтение, которое султан отдавал германскому банку,
объясняется не только преимуществами его проекта и даже не только стремлением
ликвидировать французско-английское финансовое засилье. Германия имела в глазах
падишаха еще и другое преимущество. Абдул-Гамид считал, что немцы не в
состоянии отхватить у него кусок его владений, подобно тому как англичане
сделали уже это на Кипре и в Египте, а теперь грозили повторить на побережье
Персидского залива.
|