ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА
Политика германского
правительства в греко-турецкой войне п в критском вопросе была рассчитана на
установление тес-пого контакта с турецкой правящей верхушкой, дабы с помощью
местной феодальной реакции открыть империю султанов для эксплуатации
германскими монополиями. Германия поддерживала Османскую империю против Греции,
поставляла туркам оружие и военных инструкторов и таким образом помогла им
одержать победу над греческой армией. Правительство кайзера отвергло
кандидатуру греческого принца на пост губернатора Крита. В 1898 г. Германия вышла из европейского концерта, когда большинство его участников заняло в критском
вопросе антитурецкую позицию.
Кайзер не мог
обходиться без поз. Теперь он принял совершенно новую. Вильгельм II выступил в качестве
рыцаря-защитника мусульманства. Помощь, оказанная султану против его мятежных
христианских подданных, должна была расположить Абдул-Гамида к Германии и
проторить германскому капиталу пути в обширные пространства Османской империи.
В 1897 г. в Константинополь был назначен новый германский посол — бывший статс-секретарь ведомства
иностранныхдел Маршаль фон Биберштейн. Миссия его заключалась вподготовке
дальнейшего проникновения германского капиталав Турцию. Германская
промышленность получила новые заказы на вооружение для турецкой армии. Главной
же задачейМаршаля было обеспечение продолжения немецкой железнойдороги от Коньи
к Персидскому заливу. Бывший министр «нового курса», Маршаль начал свою
дипломатическую деятельность с разрыва «договора перестраховки» с Россией. Он
небыл чужд идеям генерального штаба об использовании против России турецкой
армии.
С «кровавым султаном»
Маршаль был единомышленником: Абдул-Гамид тоже очень хотел построить железную
дорогу на Багдад. Конечно, султан преследовал при этом собственные цели —
облегчить сообщение с восточными окраинами своей империи, получить возможность
быстрее перебрасывать туда войска и тем упрочить свою власть в этих далеких
краях.
«Дейче банк», его
директор Сименс, директор «Общества анатолийских железных дорог» Цандер сначала
не торопились с постройкой железной дороги к Персидскому заливу. Их страшили
трудности финансирования этого предприятия.
Но вот немецкому
капиталу стало угрожать появление конкурентов. Самым серьезным была французская
компания, давно владевшая линией Смирна — Каосаба. Имелись, однако, и другие
претенденты на сооружение Багдадской дороги. Теперь Сименс встревожился. Он ни
в коем случае не намеревался упускать дело из своих рук.
Посол Маршаль обсудил
вопрос с Цандером на месте, в Константинополе. Они пришли к следующим выводам:
«1. Наступил момент для
подготовки продолжения Анатолийской железной дороги от Анкары на Кесарию. 2.
Одновременно «Общество анатолийских дорог» должно обеспечить себе
преимущественное право строительства дороги дальше, на Багдад, с исключением
всякой иностранной конкуренции. 3. Когда эти предпосылки будут выполнены,
следует взяться всерьез за желательный султану проект приведения в судоходное
состояние Евфрата и Тигра, а также основания судоходной компапнн на обеих
реках».
|