История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ     ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА

О сооружении порта переговоры были закончены очень быстро. Протестовала, правда, французская компания, эксплуатировавшая причалы Константинопольского порта. Ее протест поддерживало французское посольство. Но немцы быстро одержали верх. Уже в январе 1899 г. султан издал прадэ (указ) о предоставлении «Дейче банк» концессии на это сооружение, а в марте был подписан и концессионный контракт.

Германское правительство и буржуазия высоко оцепили успехи Вильгельма II в новой роли коммивояжера. «В качестве уже достигнутых экономических успехов поездки кайзера, — писал Бюлов, — надо отметить концессию на сооружение порта в Хайдарпаша, концессию на прокладку немецкого кабеля от Констанцы до Константинополя, укрепление существующих деловых отношений между турецким правительством и крупными германскими фирмами» — главным образом, поставщиками вооружения.

Однако с дорогой на Багдад и далее на Басру и к заливу дело обстояло значительно сложнее. Трудности встретились здесь с различных сторон: их чинили англичане, французы, русские и больше всего, пожалуй, турки.

Сделка германских и французских банкиров

Французское правительство было в высшей степени раздражено немецкими интригами, направленными на подрыв влияния Франции. Оно дорожило своим правом покровительства католикам на Востоке и в основном отстояло его, сумев заручиться поддержкой Ватикана. Но еще более дорожили французские правящие круги своим финансово-экономическим влиянием, чтобы пе сказать финансовым господством, в Османской империи. Уже немецкие дороги до Анкары и до Копьи были им неприятны. Концессию на портовые сооружения в Хайдарпаша пришлось проглотить, как горькую пилюлю. Но германская дорога через всю Османскую империю — это, казалось, уже слишком!

Впрочем, немного поразмыслив, воротилы французской финансовой  олигархии  передумали:    они   решили   пойти на мировую с непрошеным немецким конкурентом. С этим выводом согласилась и их политическая агентура — правительство Третьей республики.

Чем вызвано было такое решение? Французские правящие круги поняли, что султан никогда не предоставит этой концессии французскому капиталу, поскольку он и так уже стал слишком силен и султанских владениях. Абдул-Гампд действительно не желал предоставлять французскому капиталу новых важных позиций. Финансовое влияние Франции в Турции было достаточно большим, чтобы «путать султану страх перед дальнейшим его возрастанием — и о все же не настолько спльиым, чтобы запугать повелителя правоверных до потерн им способности к сопротивлению. Абдул-Гамид жаждал построить дорогу к Персидскому заливу. И при этом он намеревался использовать это предприятие для того, чтобы противопоставить французам и англичанам немцев, по возможности перессорив всех их друг с другом.

Учитывая эти обстоятельства, французская финансовая олигархия отказалась от бесполезного сопротивления «Депче банк» п решила пойти с ним на сделку. Ее опора — Оттоманский банк, ранее вдохновлявший борьбу против немецких концессий, круто изменил свою линию. 12 апреля 1809 г. французский посол в Турции Коистан, лично связанный с крупнейшими французскими банки рами — Оттппгером и Ма;:о, главными акционерами банка «Юнион паризьоп», предложил герма.