ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА
О сооружении порта
переговоры были закончены очень быстро. Протестовала, правда, французская
компания, эксплуатировавшая причалы Константинопольского порта. Ее протест
поддерживало французское посольство. Но немцы быстро одержали верх. Уже в
январе 1899 г. султан издал прадэ (указ) о предоставлении «Дейче банк»
концессии на это сооружение, а в марте был подписан и концессионный контракт.
Германское
правительство и буржуазия высоко оцепили успехи Вильгельма II в новой роли коммивояжера. «В
качестве уже достигнутых экономических успехов поездки кайзера, — писал Бюлов,
— надо отметить концессию на сооружение порта в Хайдарпаша, концессию на
прокладку немецкого кабеля от Констанцы до Константинополя, укрепление
существующих деловых отношений между турецким правительством и крупными
германскими фирмами» — главным образом, поставщиками вооружения.
Однако с дорогой на
Багдад и далее на Басру и к заливу дело обстояло значительно сложнее. Трудности
встретились здесь с различных сторон: их чинили англичане, французы, русские и
больше всего, пожалуй, турки.
Сделка германских и
французских банкиров
Французское
правительство было в высшей степени раздражено немецкими интригами,
направленными на подрыв влияния Франции. Оно дорожило своим правом
покровительства католикам на Востоке и в основном отстояло его, сумев
заручиться поддержкой Ватикана. Но еще более дорожили французские правящие
круги своим финансово-экономическим влиянием, чтобы пе сказать финансовым
господством, в Османской империи. Уже немецкие дороги до Анкары и до Копьи были
им неприятны. Концессию на портовые сооружения в Хайдарпаша пришлось
проглотить, как горькую пилюлю. Но германская дорога через всю Османскую
империю — это, казалось, уже слишком!
Впрочем, немного
поразмыслив, воротилы французской финансовой олигархии передумали: они
решили пойти на мировую с непрошеным немецким конкурентом. С этим выводом
согласилась и их политическая агентура — правительство Третьей республики.
Чем вызвано было такое
решение? Французские правящие круги поняли, что султан никогда не предоставит
этой концессии французскому капиталу, поскольку он и так уже стал слишком силен
и султанских владениях. Абдул-Гампд действительно не желал предоставлять
французскому капиталу новых важных позиций. Финансовое влияние Франции в Турции
было достаточно большим, чтобы «путать султану страх перед дальнейшим его
возрастанием — и о все же не настолько спльиым, чтобы запугать повелителя
правоверных до потерн им способности к сопротивлению. Абдул-Гамид жаждал
построить дорогу к Персидскому заливу. И при этом он намеревался использовать
это предприятие для того, чтобы противопоставить французам и англичанам немцев,
по возможности перессорив всех их друг с другом.
Учитывая эти
обстоятельства, французская финансовая олигархия отказалась от бесполезного
сопротивления «Депче банк» п решила пойти с ним на сделку. Ее опора —
Оттоманский банк, ранее вдохновлявший борьбу против немецких концессий, круто
изменил свою линию. 12 апреля 1809 г. французский посол в Турции Коистан, лично
связанный с крупнейшими французскими банки рами — Оттппгером и Ма;:о, главными
акционерами банка «Юнион паризьоп», предложил герма.
|