История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ     ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА

Правительственные заказы на большие суммы должны были, по замыслам монополистов, переложить издержки кризиса на плечи налогоплательщиков.

Но, конечно, заинтересованность крупного капитала в создании мощного флота этим не исчерпывалась. Он усматривал во флоте главное средство колониальных захватов и расширением сфер влияния, обеспечения своих заморских торговых и иных интересов. Словом, военно-морской флот был орудием к борьбе за передел мира. Лишь малая часть буржуазии, связанная с торговлей и легкой промышленностью, ориентировавшаяся на партию свободомыслящих, выступала против усиления флота.

Иной была позиция юнкерства. Оно все еще находилось в конфликте с правительством и буржуазией по ряду вопросов экономической политики: правительство и магнаты рурско-рейнской тяжелой промышленности были заинтересованы в строительстве канала Эльба — Рейн; юнкерство считало, чго канал приведет к снижению цен на продукты сельского хозяйства. Со своей стороны оно требовало таможенной воины против США и России, ликвидации торговых договоров, унаследованных от «нового курса» Каприви. Правительство и буржуазия считали необходимым соблюдать осторожность в мероприятиях такого рода, опасаясь ответных репрессий, результатом которых могло явиться ограничение внешних рынков для немецкой промышленности. В ответ юнкерство возражало против новых издержек на военно-морской флот. В известной мере повторилась обстановка, в которой проходил закон о флоте в 1898 г.

Влиятельное положение юнкерского класса в империи, и особенно в Пруссии, заставляло правительство очень и очень считаться с юнкерской фрондой. Подъем рабочего движения, обострение классовой борьбы делали для правительства особенно настоятельным скорейшее сплочение сил имущих классов для совместного наступления на пролетариат. Юнкерство в лице руководства Союза сельских хозяев и консервативной партии понимало, что без него не обойдутся. Оно намеревалось за поддержку второго морского закона еще раз сорвать с правительства и кайзера максимально высокую плату.

В 1899 г. истекал срок военного закона 1893 г., на семь лет установившего размеры армии. Новый военный закон предусматривал создание трех новых армейских корпусов, доводя общее число их (в мирное время) до 23. Закон вводил (впервые) на вооружение армии пулеметы, предусматривал придание полевой артиллерии каждой пехотной дивизии. Это несколько умиротворяло юнкерство, создавало для его отпрысков новые офицерские должности. Правительство отложило сооружение канала, затруднило ввоз мяса из США, пообещало и другие меры на благо юнкерского класса.

В конце концов к 1900 г. правительство достигло восстановления того блока юнкерства и крупного капитала, который еще во времена Бисмарка был классовой базой Германской иммперии и в котором политика Каприви создала серьезную трещину. «Политика сплочения»   («Sammlungspolitik»)   означала восстановление единства между капиталом и юнкерством. Это достигалось на основе усиления совместного наступления на рабочий класс, повышения таможенной «защиты» цен на продовольствие, а также строительства мощного военного флота. Внешнеполитической частью этой программы было развертывание «мировой политики». Такова была программа германского империализма на рубеже XX столетия, сформулированная кайзерем, Бюловым,  Тирпицом и прусским министром финансов Микелем. Программа эта означала наступление реакции внутри страны, гонку вооружений, политику внешней экспансии.