История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ     ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА

Перспектива постройки немцами железной дороги в этот заповедник британского империализма сразу же встревожила Лондон. Железная дорога означала проникновение немецких товаров. Она давала бы возможность подвозить войска на подступы к Британской Индии. Междуречье Тигра и Евфрата (современный Ирак) и побережье залива рассматривались в Лондоне как своего рода кордон на дальних подступах к индийской границе.

Особенное беспокойство по поводу проектов «Дейче банк» проявляли англо-индийские круги и, кажется, больше всех зицо-король Индии лорд Керзон. Чужой порт на Персидском лалкве эти круги — да и не только они — рассматривали как угрозу Индии. Появление немцев в этих краях могло подорвать монопольное положение английского империализма на путях и подступах к «жемчужине британской короны» — на самом заливе, в Аравийском море, в Южной Персии и на Аравийском , полуострове. Англичане держали в своих руках судоходство по Шатт-эль-Арабу, Тигру и Евфрату — главное средство сообщения в условиях тех бездорожных мест. Короче говоря, железная дорога наносила бы удар по позициям Англии в весьма важном для нее районе.

Английское правительство приняло некоторые меры предосторожности. Наиболее целесообразным конечным пунктом Багдадской железной дороги на побережье Персидского залива мог бы служить Кувейт, располагавший прекрасной гаванью. Местный шейх был довольно независим от турецкой йцмшшетрации. Английское правительство (через вице-короля) заключило с шейхом секретный договор: он обязывался не устзшать принадлежавшей ему территории никакой державе ж не принимать у себя представителей иностранных правительств без согласия британского. Главное же, шейх поступал к англичанам на содержание: ему была назначена субсидия в 15 тыс. индийских рупий. Ему были также обеспечены «добрые услуги» английского правительства в различных делах, интересующих этого феодального властителя. «Правительство Индии было уполномочено предотвратить силой любую попытку турок напасть на Кувейт». Таково было содержание тайного договора, подписанного 23 января 1899 г.

Это был образчик дипломатии колонизаторов. Договор устанавливал английский протекторат над удобным портом в Персидском заливе и препятствовал выходу сюда германскоп железнодорожной колеи. В 1901 г. султан по наущению нз Берлина послал в Кувейт войска, чтобы привести к покорности неверного вассала. Англичане направили в Кувейт крейсер и не допустили туда турок. 6 сентября 1901 г. Турции было навязано соглашение, запрещавшее ей посылку войск в Кувейт. Со своей стороны Англии пришлось принять на себя аналогичное обязательство. Заметим, что нефть, составляющая в наше время главное богатство Кувейта, была обнаружена там позднее.

В дальнейшем, весной 1903 г., Ленсдаун сделал многозначительное правительственное заявление в палате лордов: создание какой-либо державой морской базы в Персидском заливе будет рассматриваться английским правительством как серьезная угроза интересам Англии. «Мы несомненно будем противодействовать этому всеми средствами, находящимися в нашем распоряжении». В ноябре вице-король Индии Керзон совершил демонстративную поездку по заливу в сопровождении индийской эскадры британского военного флота. В Южной Персии было учреждено несколько новых английских консульств, в Британском Белуджистане сооружена дорога к персидской границе и принят ряд других мер для упрочения влияния британского империализма.

Но внутри английской финансовой олигархии имелась в высшей степени влиятельная группировка, которая высказалась против всякого противодействия «Дейче банк» и германскому правительству в их турецких предприятиях. Это была южноафриканская группа монополистов во главе с Сесилом Родсом.