ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА
Ее поддерживал дом Ротшильдов. В
правительстве ее по-прежнему представлял Джозеф Чемберлен. Эта мощная группа
готовила войну против буров ради захвата несметных богатств Южной Африки.
Южноафриканские монополисты готовы были на многое, лишь бы только Германия не
мешала им захватить бурские республики.
«Дейче банк» это было
известно. У него установился тесный контакт с представителями южноафриканских
монополий. Не лишено интереса, что, отправляясь вслед за кайзером в
Константинополь, Сименс взял с собой свою дочь и вместе с нею дочь Джозефа
Чемберлена. А немногим позже, 10 марта 1899 г., в Берлин приехал Сесиль Роде. На следующий же день он был принят Вильгельмом И. Роде прибыл хлопотать о
проекте, с которым он носился уже несколько лет. Речь шла о сооружении
железнодорожной и телеграфной линий от Капштадта до Каира. Фактически
оставалось проложить рельсовый путь от Булавайо в Родезии до соединения с южной
оконечностью египетской железнодорожной сети, ибо от Капа до Булавайо дорога уже
была построена. Трассу можно было продолжить либо через Бельгийское Конго, либо
же через Германскую Восточную Африку. Роде уже побывал в Брюсселе, но
договориться с Леопольдом ему не удалось: тот заломил слишком высокую
цену. В Берлине же Родса встретили с распростертыми объятиями. О телеграфе было
тотчас же достигнуто формальное соглашение. Что касается железной дороги,
то к ее сооружению через германскую территорию тоже отнеслись благожелательно,
но этот вопрос оказался более сложным и не был разрешен до конца. Роде просил
кайзера и его советников не препятствовать Англии в Южной Африке и за то
соглашался предоставить немцам свободно орудовать в Турции. По сути, Роде
заключил с немцами еще одно соглашение о разделе мира между капиталистическими
монополиями и их правительствами: германское правительство отступалось от
буров, предавало их полностью и предоставляло свою поддержку проекту Капштадт —
Каир. В обмен английские монополисты обещали не мешать «Дейче банк» развивать
свои предприятия в Турции. Но сделка эта не была оформлена на бумаге. Она
осталась устным сговоpoм и оказалась недолговечной.
Чемберлен рассчитывал
даже на большее. Кроме отказа немцев от поддержки буров он думал получить от
них еще и другие услуги, например в Марокко, включая согласие Германии на
захват Англией Танжера. Английский министр колоний поддерживал усилия Сименса
заполучить участие английского капитала в багдадском предприятии.
В последнем Чемберлен
не успел. Серьезные переговоры об участии английского капитала тогда не
развернулись. Они начались только позже, в 1902—1903 гг., и закончились полным
провалом. За участие в «Обществе Багдадской дороги» выступал ряд крупнейших
банкирских домов Сити во главе с Ротшильдом и Ревельстоком, главой фирмы
Бэринг. Оппози-цпте возглавляли: компания Линч, которая располагала фактической
монополией на пароходство по рекам Месопотамии, судоходная компания «Peninsular and Oriental Steam Navigation Company», поддерживавшая рейсы из
Англии в Персидский залив и в Индию и тоже являвшаяся почти что монополистом в
сфере своей деятельности. Главное же, оппозицию возглавляло правительство
Британской Индии. В конце концов эга силы взяли верх. Но случилось это много
позже, в 1903 г. Во время же борьбы за предварительный концессионный договор
после провала проекта Рехницера со стороны английского правительства серьезного
сопротивления не оказывалось: обеспечив свои позиции в Кувейте, оно склонялось
в пользу партнерства с «Дейче банк» в его железнодорожном предприятии в Турции.
|