ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА
Турецкое правительство должно было предоставить «Обществу анатолийских
железных дорог» гарантию определенного уровня доходности с каждого километра
пути.
Это была целая
программа проникновения германского капитала в Османскую империю.
Банк хотел облегчить
дело финансирования нового предприятия, обеспечив некоторое участие в выпуске
облигаций Багдадской дороги прусского государственного финансового предприятия «Seehandlung». Но прусское министерство финансов на это не дало согласия. Отказ в
финансовой поддержке со стороны казны не умалил, однако, интереса «Дейче банк»
к задуманному делу. Большое внимание проявляла к нему и германская тяжелая
промышленность. Ее воротилы чуяли немалую поживу на поставках рельсов,
паровозов, вагонов и пр.
Стремясь подчинить
Турцию своему влиянию, германское правительство вынашивало и другие планы. Так,
например, оно хотело лишить Францию издавна принадлежавшего ей исключительного
права на покровительство всем католикам, проживавшим в Турции. По замыслам
кайзера и его советников, укреплению германского влияния в этой стране должна
была немало послужить поездка туда Вильгельма II. Цель
путешествия была объявлена благочестивая: кайзер пожелал посетить Палестину,
дабы поклониться «святым местам».
Паломничество
кайзера к «святым местам» и прибыли германского капитала
Вильгельм выехал в
октябре 1898 г. Его сопровождал статс-секретарь иностранного ведомства
Бюлов. Уже одно это говорило о политическом характере поездки. За кайзером
следовали также многочисленные представители духовенства. Тут были и
лютеранские пасторы, был и католический архиепископ. По пути высокопоставленный
паломник посетил Константинополь и нанес визит султану. Не приученный к визитам
своих коллег-монархов, Абдул-Гамид был польщен в высшей степени. Одновременно с
кайзером в Константинополе оказался и директор «Дейче банк» Георг фон Сименс:
он завязал здесь переговоры о концессии на продление железнодорожной линии от
Коньи до Багдада, а также на оборудование порта в Хайдар-паша.
Из Константинополя
кайзер отправился в Иерусалим, а затем побывал в Дамаске. Здесь пасторы и
католический архиепископ отступили на задний план. Вслед за посещением гроба
господня кайзер поклонился усыпальнице султана Саладина. В публичной речи он
объявил себя вечным другом турецкого султана и 300 миллионов мусульман,
почитающих его как своего халифа. В ответ на красноречие кайзера старший из
присутствовавших представителей мусульманского духовенства объявил, что отныне
все эти 300 миллионов каждодневно будут призывать аллаха ниспослать свое
благословение на нелгецкого императора...
Абдул-Гамиду речь
Вильгельма и весь разыгранный им спектакль понравились чрезвычайно. Султан был
ярым приверженцем панисламистских идей. Речь кайзера оказывала пм мощную
поддержку, позволяла смелое вести пропаганду и интриги среди мусульманских
подданных Англии и России. Коронованный богомолец немало помог «Депче банк»
получить искомые концессии на выгодных условиях.
|