ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА
12 июня 1900 г. германское правительство провело через рейхстаг новый закон, предусматривающий увеличение
состава флота и объема судостроительной программы. По этому закону германский
флот должен был состоять из 34 линейных кораблей, 11 тяжелых и 34 легких,
крейсеров и около 100 миноносцев, не считая резервной эскадры из 4 броненосцев,
3 тяжелых и 4 легких крейсеров. Программа 1900 г. была серьезным покушением на английское морское первенство. Германский империализм, строя
флот, явно готовился к борьбе с Англией за коренной передел мира. В Англии
печать начала кампанию против Германии и за усиление английского флота.
Экономический кризис
1900 г.
Кризис 1900 года,
сыгравший большую роль в становлении империализма, явился мощным усилителем
антагонизма между крупнейшими империалистическими странами, и
особенно между Германией и Англией. Кризис обострил конкуренцию на всех
рынках. Он форсировал развитие бросового экспорта, ускорил процесс
концентрации производства и капитала. При этом Германия значительно
опережала Англию и в темпах концентрации и в демпинге, который совершался
в Германии под прикрытием протекционистских пошлин, облегчавших монопольное
овладение внутренним рынком. Вывоз черных металлов из Германия в Англию за
период кризиса возрос с 4298 тыс. марок в 1899 г. до 49 361 тыс. в 1902 г. Наоборот, вывоз их из Англии в Германию сократился с 35 837 тыс. до
7220 тыс. Соответственно и вывоз железных изделий из Германии в Англию возрос с
1899 по 1902 г. с 27 268 тыс. марок до 45 912 тыс.; из Англии же в Германию
вывоз железных изделий опять-таки сократился — с 13 855 тыс. в 1899 г. до 7945 тыс. в 1902 г. Этих цифр достаточно, чтобы понять, как жестоко страдала в условиях
кризиса английская металлургия от германской конкуренции. Это имело тем большие
политические последствия, что в английском консервативном правительстве того
времени имелось одиннадцать министров, являвшихся основателями или директорами
семнадцати акционерных обществ. Двенадцатым был сам премьер Бальфур, сменивший
в качестве главы кабинета своего дядю, маркиза Солсбери. Новый премьер,
тоже отпрыск аристократического рода Сесилей, являлся вместе с тем главой
крупного сталелитейного предприятия. Британские министры ощущали
германскую конкуренцию как личный ущерб в буквальном смысле этого слова,
а может быть, и как потенциальную угрозу банкротства и разорения.
Серьезная опасность
возникла для английских судоходных фирм. Американский концерн Моргана подчинил
себе огромную английскую компанию «Уайт стар лайн». Возникший в результате
этого моргановский трест вступил в соглашение с немецкой Гамбургско-Американской
компанией. Оба монополистических объединения начали совместную борьбу против других
английских фирм, крупнейшей из которых являлась «Канард лайн». Английское
государство поддержало судоходные компании с помощью крупных субсидий. Опираясь
на них, английские фирмы начали борьбу, и притом не столько против Моргана,
сколько против немцев.
Изменения в условиях
франко-русского союза
В последние годы XIX в. в условии франко-русского
союза были внесены некоторые изменения. Инициатива исходила от Франции, а
точнее говоря, от Делькассе. Как он докладывал президенту республики, его
беспокоило то обстоятельство, что срок действия франко-русской военной
конвенции был ограничен сроком существования Тройственного союза.
|