История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ     ЗАВЕРШЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА РАЗДЕЛ МИРА

12 июня 1900 г. германское правительство провело через рейхстаг новый закон, предусматривающий увеличение состава флота и объема судостроительной программы. По этому закону германский флот должен был состоять из 34 линейных кораблей, 11 тяжелых и 34 легких, крейсеров и около 100 миноносцев, не считая резервной эскадры из 4 броненосцев, 3 тяжелых и 4 легких крейсеров. Программа 1900 г. была серьезным покушением на английское морское первенство. Германский империализм, строя флот, явно готовился к борьбе с Англией за коренной передел мира. В Англии печать начала кампанию против Германии и за усиление английского флота.

Экономический кризис 1900 г.

Кризис   1900   года,   сыгравший  большую роль в становлении империализма, явился мощным   усилителем  антагонизма  между крупнейшими   империалистическими   странами,    и   особенно между Германией и Англией.  Кризис обострил конкуренцию на всех рынках. Он форсировал развитие бросового  экспорта, ускорил процесс концентрации производства и капитала. При этом Германия значительно   опережала   Англию   и в   темпах концентрации и в демпинге, который совершался в Германии под прикрытием протекционистских пошлин, облегчавших монопольное овладение внутренним рынком. Вывоз черных металлов из Германия в Англию за период кризиса возрос с 4298 тыс. марок в 1899 г. до 49 361 тыс. в 1902 г. Наоборот, вывоз их из Англии в Германию сократился с 35 837 тыс. до 7220 тыс. Соответственно и вывоз железных изделий из Германии в Англию возрос с 1899 по 1902 г. с 27 268 тыс. марок до 45 912 тыс.; из Англии же в Германию вывоз железных  изделий опять-таки сократился — с   13 855  тыс. в   1899 г. до 7945 тыс. в 1902 г. Этих цифр достаточно, чтобы понять, как жестоко страдала в условиях кризиса английская металлургия от германской конкуренции. Это имело тем большие политические последствия, что в английском консервативном правительстве того времени имелось одиннадцать министров, являвшихся основателями или директорами семнадцати акционерных обществ.  Двенадцатым был сам премьер Бальфур, сменивший в качестве главы кабинета своего дядю,   маркиза   Солсбери.   Новый   премьер, тоже отпрыск аристократического  рода  Сесилей,  являлся вместе  с тем главой крупного сталелитейного предприятия. Британские министры    ощущали   германскую   конкуренцию   как   личный ущерб в буквальном смысле этого слова, а может быть, и как потенциальную угрозу банкротства и разорения.

Серьезная опасность возникла для английских судоходных фирм. Американский концерн Моргана подчинил себе огромную английскую компанию «Уайт стар лайн». Возникший в результате этого моргановский трест вступил в соглашение с немецкой Гамбургско-Американской компанией. Оба монополистических объединения начали совместную борьбу против других английских фирм, крупнейшей из которых являлась «Канард лайн». Английское государство поддержало судоходные компании с помощью крупных субсидий. Опираясь на них, английские фирмы начали борьбу, и притом не столько против Моргана, сколько против немцев.

Изменения в условиях франко-русского союза

В последние годы XIX в. в условии франко-русского союза были внесены  некоторые изменения.  Инициатива  исходила от Франции, а точнее говоря, от Делькассе. Как он докладывал президенту республики, его беспокоило то обстоятельство, что срок действия франко-русской военной конвенции был ограничен сроком существования Тройственного союза.