ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
НА ПУТЯХ К РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ (1900—1903 гг.)
поставлявшей рельсы и
другие необходимые материалы для многих тысяч километров железнодорожного пути,
мостов и тому подобных сооружений. Таким образом, гигантское
государственно-капиталистическое предприятие, каким была Сибирская дорога, отвечала
интересам как царизма, так и крупного капитала — притом и русского и
французского.
С военной и
международно-политической точек зрения Сибирская дорога повышала военную мощь
России на Дальнем Востоке. Она позволяла защитить дальневосточные владения от
возможной агрессии и в свою очередь угрожать соседним странам.
Китайско-Восточная
железная дорога — продолжение Сибирской,— открывая для эксплуатации Северную
Маньчжурию, выпрямляя путь на Владивосток, отвечала тем же самым военным,
экономическим и политическим интересам тех же социальных сил. Для сооружения
КВЖД были созданы Русско-Китайский банк и Общество Китайско-Восточной железной
дороги. Истинным творцом этих предприятий был Витто. Формально предприятия
носили частно капиталистический характер. Фактически они были созданы на
французские и русские капиталы с крупным финансовым участием русской казны и
при иной многообразной помощи со стороны царского правительства, В лице своего
министра финансов оно обеспечило себе на деле руководящую роль в совокупности дальневосточных
предприятий, составивших как бы огромный государственно-капиталистический
комбинат, в который, кроме банка и Общества КВЖД с двумя большими
железнодорожными линиями, портовыми сооружениями в Дальнем и пароходством по
Сунгари, пошло еще значительное число более мелких предприятий — Синдикат для
исследования рудных богатств Китая, «Монголор», одно время — Русско-Корейский
банк, Маньчжурское горнопромышленное товарищество и др. В Русско-Китайском
банке три восьмых акционерного капитала находились в руках Петербургского
международного банка во главе с банкиром А. Ротштейном, тесно связанным с
Витте. Пять восьмых капитала находились в руках французской банковской группы,
тай самой, которая обычно занималась размещением русских займов на парижском денежном
рынке, возглавлявшейся банкирами Нецлином и Готтингером. В правлении Русско-Китайского
банка заседали пять царских чиновников, назначенных министром финансов, во
главе с председателем правления князем Ухтомским, Ротштейн, три французских
банкира—два только что названных и Шабриэр. Французские банкиры и их правительство
добивались увеличения числа сионх мест в правлении. В 1902 г. последовал выпуск дополнительных акций Русско-Китайского банка, которые в условиях
экономического кризиса полностью приобрело российское министерство финансов.
Финансовое участие русской казны характеризуется также и тем,
например, фактом, что она почти полностью приобрела облигации Общества
КВЖД, акции корторого принадлежали Русско-Китайскому банку. Тем самым она доставила
Обществу необходимые средства.. Перечисленные дельцы — Ротштейн, Готгингер и
прежде всего сам российский министр финансов Витте были фактическими
распорядителями всей этой группы крупнейших дальне-восточных предприятий.
«Царское правительство- в лице министерства финансов шло во главе финансового
капитала». Таким образом. младо было тесное сращивание финансовой олигархии,
русской и франиузской, с государственным аппаратом русского царизма.
Если Сибирская дорога
отвечала коренным интересам русского капитала, то о маньчжурских предприятиях
Витте, особенно о Южно-Мзиъчжурской дороге и о порте в Дальнем, этого сказать
уже нельзя: здесь речь шла преимущественно об интересах узкой группы крупных
капиталистических дельцов, тесно связанных с государственным аппаратом царизма
и его дальневосточной политикой. Ее лидер Витте стремился обеспечить этой
финансовой группе монополию на эксплуатацию Маньчжурии. По возможности он
старался проторить ей пути в другие районы Китая.
Захват Порт-Артура
отнюдь не был инспирирован лично Витте или группой Русско-Китайского банка. Но
объективно он послужил расширению сферы их деятельности.
|