История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ     НА ПУТЯХ К РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ (1900—1903 гг.)

На средства, взысканные   с   Китая, и на налоговые поступления, выкачиваемые из японского крестьянства, была осуществлена принятая по окончании войны с Китаем так называемая послевоенная программа вооружений на суше и на море, а также железнодорожного строительства. Общая стоимость этой военной программы исчислялась в 516 млн. иен. Программа была в основном завершена в 1900— 1901 гг. Во внешнеполитическом плане завершение программы вооружений означало готовность Японии к поединку с Россией; во внутриполитическом — выполнение этой программы   укрепляло   союз   военно-феодальных кругов с крупным капиталом, быстро выросшим  на  дрожжах военных заказов. Этот блок самурайства и крупного капитала исходил в своей политике из предположения, что Японии выгоднее начать войну за захват Кореи и Маньчжурии возможно скорее, пока еще не закончена постройка Сибирской железной дороги. До завершения строительства дороги Россия, несмотря на подавляющее общее превосходство сил над Японией, на дальневосточном театре войны была значительно слабее ее вследствие недостаточности коммуникаций. Япония на Дальнем Востоке находилась у себя дома. Она могла сосредоточить на театре военнх действий все свои силы. Россия же была там лишена такой возможности ввиду удаленности этого района, от ее жизненных центров.

Японских милитаристов сдерживали лишь опасения, как бы Россию не поддержали Германия или Франция. Ведь это уже случилось однажды — в 1895 г. Японская дипломатия старалась застраховать Японию от возможного выступления Германии и Франции на стороне России. И тут японское правительство уповало на помощь Англии. Именно она — так думали в Токио — могла бы оградить Японию от вмешательства третьих держав в русско-японскую войну.

Русское правительство сделало попытку поладить с Японией. В январе 1901 г. корейское правительство выступило с предложением «нейтрализации» страны под гарантией великих держав. Русский посланник поддержал эту  идею  в  Токио.  При  этом  со  стороны царского правительства предусматривалось   согласие   на   значительное    расширение японского влияния в Корее. Ито первоначально изъявил готовность начать с Россией переговоры   на   этой основе. Но через несколько   дней министр   иностранных   дел Като — представитель   крайних   милитаристов в кабинете «умеренного» Ито — сообщил Извольскому об отказе от переговоров. Очевидно, точка зрения Като взяла верх в японском правительстве. Оно не стало искать соглашения. 17 января 1901 г. японцы ответили русским, что предпочитают   не   вести никаких переговоров о Корее. пока не будет восстановлено прежнее положение в Маньчжурии, т.е. пока оттуда не уйдут русские войска.

Японские милитаристы покушались не только на Корею: они намеревались захватить также и Северо-Восточный Китай. В январе и вторично в феврале 1901 г. японское правительство предложило англичанам совместно заявить в Петербурге протест против сепаратных переговоров России с Китаем относительно северо-восточных провинций.

На это в Лондоне не согласились. Там выразили готовность протестовать только в Пекине: это было куда безопаснее. К Японии и Англии присоединились Германия, оба ее партнера по Тройственному союзу и Соединенные Штаты. Державы возражали против сепаратного соглашения между Китаем и Россией. Они ссылались на то, что как раз происходят коллективные переговоры с Китаем по доводу ликвидации последствий народного восстания. Против России выступили, таким образом, все великие державы, за исключением Франции. Со своей союзницей России договорилась: в конце января 1901 г. Ламздорф заключил устное соглашение с французским правительством в лице его посла в Петербурге. Франция обязывалась поддерживать русскую политику в Маньчжурия, а Россия — французские интересы на Юге, в отношении Юнь-наньской железной дороги.