ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ ДОКТРИНА «ОТКРЫТЫХ
ДВЕРЕЙ» И ПОЛИТИКА «БОЛЬШОЙ ДУБИНКИ» (1899-1904 гг.)
контролируемых
или эксплуатируемых в его сфере».
Американских правителей
не смущало разительное противоречие между этой доктриной, требовавшей возможно
более свободной торговли в Китае, и собственной таможенной политикой,
оградившей рынок США и их владений почти запретительными пошлинами.
В ноте английскому
правительству государственный секретарь отмечал, что общее соглашение о
проведении политики «открытых дверей» приблизило бы возможность совместного
воздействия великих держав на цинское правительство, чтобы побудить его
провести «административные реформы», необходимые для усиления его власти в
стране. Многие провинциальные наместники и губернаторы, с американской точки
зрения, были слишком тесно связаны с Англией и Россией, и потому США стояли за
укрепление цинской монархии. Идея же совместных действий «концерта» великих
держав должна была, по мысли государственного департамента, затруднить для
других сепаратные выступления.
Английское, германское,
французское, японское и итальянские правительства ответили на ноту Хэя
согласием. По большой части это было, впрочем, сделано в малообязывающих общих
выражениях. Английское правительство, всегда заявлявшее о своей приверженности
принципу «открытых дверей», теперь отказалось, однако, распространить его на
арендованную Англией китайскую территорию на материке против Гонконга.
Японская торговля в
Корее и в Китае даже и без тарифных льгот имела огромные преимущества
вследствие близости расстояния между Японией и этими странами. Ввиду этого
Япония имела возможность без особого ущерба для себя воздержаться от
возражений на ноту Хэя.
В Петербурге мнения
разделились. Муравьев считал, что Россия не может идти «наперекор общепринятому
державами политико-экономическому началу». Иначе она может «дать повод к
образованию весьма опасной для интересов наших коалиции держав на Дальнем
Востоке».
Муравьев полагал, что
согласие на «открытые двери» в Маньчжурии может оказаться даже полезным: оно
позволит добиться в обмен признания со стороны США преобладающего иллянпя
России в этой части Китая. Из разговора с Хэем русский посол вынес впечатление,
что договоренность в этом смысле вполне возможна.
Возражения исходили от
Витте, ближе всех других царских министров связанного с Русско-Китайским банком
и другими русскими предприятиями в Маньчжурии. Витте считал недопустимым
связывать себе руки в отношении железнодорожных тарифов. Он опирался при этом
на юридический довод, не лишенный формальной убедительности: концессионный
договор на КВЖД предоставляет право установления тарифов акционерному обществу
этой железной дороги. Правительство не может изменять договор «русских частных
людей с китайским правительством». По остальным вопросам, поставленным в
американской ноте, и он готов был занять гибкую позицию.
Правительство США было
очень заинтересовано в успех: своей инициативы е провозглашением доктрины
«открытых дверей» в связи с предстоявшими президентскими выборами. Принятие
всеми державами доктрины «открытых дверей» упрочило бы позиции республиканцев в
деловом мире, заинтересованном в китайском рынке.
|