История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ     ДОКТРИНА «ОТКРЫТЫХ  ДВЕРЕЙ» И ПОЛИТИКА «БОЛЬШОЙ ДУБИНКИ» (1899-1904 гг.)

В нем указывалось, что он полностью заменяет договор Клейтона-Бульвера, о чем первый вариант договора Хэя — Паунсфота умалчивал. Таким образом, неудобный для США договор 1850 г. устранялся полностью, вместе со всеми правами, которые он предоставлял Англии и присоединившимся третьим государствам. Принцип нейтрализации канала в новом варианте был сохранен, но его обеспечение становилось исключительной прерогативой США. Было опущено имевшееся ранее запрещение укреплять канал, отпало постановление о том, что он должен быть открыт для всех судов «как в военное, так и в мирное   время».   В   результате   этих   изменений   нейтрализация канала была сведена к фикции. США предоставлялось право содержать в районе канала  «такую военную полицию, какая может оказаться необходимой для защиты канала от беззаконий и беспорядков». Было изъято предложение  третьим державам присоединиться к договору.

Новый англо-американский договор стал известен под названием договора Хэя — Паунсфота.   Он   делал   Соединенные Штаты единственным хозяином будущего межокеанского канала. Правительство США не замедлило дать договору удобную для себя интерпретацию. Нейтрализацию канала оно понимало весьма условно.  Государственный секретарь заявил в сенате, что если США сами окажутся в состоянии войны, то они имеют якобы «право закрывать канал для всех других воюющих государств и защищать его... всеми средствами, которые окажутся необходимыми».

Поскольку другие державы в договоре не участвовали, его политический смысл сводился к следующему: Англия соглашалась отдать канал в распоряжение Соединенных Штатов. В обмен за это США гарантировали английским кораблям свободный проход через канал на равных условиях с американскими - по крайней мере, пока США не находились в состоянии войны. Ввиду крупных размеров английской торговли с западным побережьем Южной Америки и Соединенных Штатов такая гарантия имела для Англия немаловажное значение.

Фактический захват Панамского перешейка Соединенными Штатами

  После скандального банкротства французской «Компании Панамского канала» организоваласъ так называемая «Новая компания Панамского канала» — тоже французская. Она располагала концессией на его сооружение, выданной правительством республики Колумбия, в состав которой входил Панамский перешеек. Однако «новая» компания, подобно старой, оказалась не в состоянии использовать концессию и соорудить канал. Она жаждала продать свои права, пока срок ее концессии еще не истек.

Кроме трассы через перешеек имелась другая технически возможная трасса для прорытия канала — по территории республики Никарагуа. Там уже имелся концессионер и тоже несостоятельный: американская «Компания никарагуанского морского канала». Она ничего не могла сделать без субсидий правительства США. В конгрессе и в его кулуарах развернулась ожесточенная борьба за выбор трассы — через Панамский перешеек   или   же   через   Никарагуа.

Главным лоббистом французской компании выступал некий Кромвель, совладелец крупной адвокатской конторы «Кромвель и Салливэн», той самой, в которой позже подвизался Дж. Ф. Даллес. В пользу панамского направления и, следовательно, французской компании были завербованы влиятельнейшие боссы республиканской партии Марк Ханна и Теодор Рузвельт. В 1900 г. Рузвельт был избран вице-президентом, а затем, после смерти Мак-Кинли, стал президентом Соединенных Штатов. У никарагуанской компании также были свои покровители во главе с сенатором от штата Алабама Морганом.