ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ ДОКТРИНА «ОТКРЫТЫХ
ДВЕРЕЙ» И ПОЛИТИКА «БОЛЬШОЙ ДУБИНКИ» (1899-1904 гг.)
В нем указывалось, что он полностью заменяет
договор Клейтона-Бульвера, о чем первый вариант договора Хэя — Паунсфота
умалчивал. Таким образом, неудобный для США договор 1850 г. устранялся полностью, вместе со всеми правами, которые он предоставлял Англии и
присоединившимся третьим государствам. Принцип нейтрализации канала в новом
варианте был сохранен, но его обеспечение становилось исключительной прерогативой
США. Было опущено имевшееся ранее запрещение укреплять канал, отпало
постановление о том, что он должен быть открыт для всех судов «как в военное,
так и в мирное время». В результате этих изменений нейтрализация
канала была сведена к фикции. США предоставлялось право содержать в районе
канала «такую военную полицию, какая может оказаться необходимой для защиты
канала от беззаконий и беспорядков». Было изъято предложение третьим державам
присоединиться к договору.
Новый
англо-американский договор стал известен под названием договора Хэя —
Паунсфота. Он делал Соединенные Штаты единственным хозяином будущего
межокеанского канала. Правительство США не замедлило дать договору удобную для
себя интерпретацию. Нейтрализацию канала оно понимало весьма условно.
Государственный секретарь заявил в сенате, что если США сами окажутся в
состоянии войны, то они имеют якобы «право закрывать канал для всех других
воюющих государств и защищать его... всеми средствами, которые окажутся
необходимыми».
Поскольку другие
державы в договоре не участвовали, его политический смысл сводился к
следующему: Англия соглашалась отдать канал в распоряжение Соединенных Штатов.
В обмен за это США гарантировали английским кораблям свободный проход через
канал на равных условиях с американскими - по крайней мере, пока США не
находились в состоянии войны. Ввиду крупных размеров английской торговли с
западным побережьем Южной Америки и Соединенных Штатов такая гарантия имела для
Англия немаловажное значение.
Фактический захват
Панамского перешейка Соединенными Штатами
После скандального
банкротства французской «Компании Панамского канала» организоваласъ так
называемая «Новая компания Панамского канала» — тоже французская. Она
располагала концессией на его сооружение, выданной правительством республики
Колумбия, в состав которой входил Панамский перешеек. Однако «новая» компания,
подобно старой, оказалась не в состоянии использовать концессию и соорудить
канал. Она жаждала продать свои права, пока срок ее концессии еще не истек.
Кроме трассы через
перешеек имелась другая технически возможная трасса для прорытия канала — по
территории республики Никарагуа. Там уже имелся концессионер и тоже несостоятельный:
американская «Компания никарагуанского морского канала». Она ничего не могла
сделать без субсидий правительства США. В конгрессе и в его кулуарах
развернулась ожесточенная борьба за выбор трассы — через Панамский перешеек
или же через Никарагуа.
Главным лоббистом
французской компании выступал некий Кромвель, совладелец крупной адвокатской
конторы «Кромвель и Салливэн», той самой, в которой позже подвизался Дж. Ф. Даллес.
В пользу панамского направления и, следовательно, французской компании были
завербованы влиятельнейшие боссы республиканской партии Марк Ханна и Теодор Рузвельт.
В 1900 г. Рузвельт был избран вице-президентом, а затем, после смерти
Мак-Кинли, стал президентом Соединенных Штатов. У никарагуанской компании также
были свои покровители во главе с сенатором от штата Алабама Морганом.
|