История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ     ДОКТРИНА «ОТКРЫТЫХ  ДВЕРЕЙ» И ПОЛИТИКА «БОЛЬШОЙ ДУБИНКИ» (1899-1904 гг.)

Одновременно    с   закабалением    Панамы правительство Соединенных  Штатов завершило усилия по превращению Кубы в свою колонию. В ходе испано-американской войны остров был оккупирован американскими войсками. Отказавшись признать кубинское революционное правительство, США установили на острове свои оккупационные власти во главе с военным губернатором. Вопреки многократным обещаниям президента и конгресса предоставить Кубе независимость, в Парижском мирном договоре это обязательстве не нашло своего отражения. Там говорилось только об оккупации острова Соединенными Штатами. Из текста договора можно заключить, что американский оккупационный режим мыслился как временный, но срок для его ликвидации установлен не был.

Президент Мак-Кинли и его правительство решали не давать обещанной народу Кубы свободы. Они замыслили установить над островом протекторат Соединенных Штатов. Об этом свидетельствовало президентское послание конгрессу от 5 декабря 1899 г, «Новая Куба, — писал президент, — будет нуждаться в том, чтобы быть связанной с нами узами особой интимности и силы, если ей должно быть обеспечено длительное благосостояние».

Сохранить на Кубе в неприкрытом виде оккупационный режим было нелегко. Слишком силен был там подъем национального самосознания, слишком развиты освободительные стремления народа, сложившиеся в течение вековой борьбы против иноземного господства. Уступая требованиям кубинцев, правительство США согласилось назначить выборы в Учредительное собрание. Об этом было объявлено в приказе губернатора от 25 июля 1900 г. Тем же приказом на собрание возлагались две задачи: во-первых, оно должно было разработать конституцию Кубы; во-вторых, эта конституция должна была включать специальный раздел о характере отношений между Кубой и ее фактическим новым господином. Текст этого раздела должен был предварительно быть согласован с правительством Соединенных Штатов.

Учредительное собрание открылось в ноябре 1900 г. Око разработало конституцию и приняло ее 21 февраля 1901 г. Но в конституции не содержалось никаких постановлений об отношениях с Соединенными Штатами. Кубинская республика мыслилась в этом документе как совершенно независимое государство. Учредительное собрание игнорировало приказ оккупантов.

В ответ правительство США прибегло к средствам давлешп. В конгрессе как раз предстояло утверждение ассигнований на армию. Военный министр Рут подготовил проект поправки к закону об ассигновании потребных средств. Поправка гласила, что президент уполномочивается прекратить военную оккупацию Кубы, как только там будет создано правительство, действующее на основе такой конституции, которая определила бы будущие отношения между Кубой и Соединенными Штатами. Тут же обстоятельно излагался характер этих отношений. Во-первых, Куба не должна была заключать каких-либо договоров с иностранными державами, которые подрывали бы ее независимость или предоставляли бы иностранцам контроль над какой-либо частью кубинской территории. Навязывая Кубе такое условие, правительство США старалось застраховать себя от возможности появления на Кубе военных баз или концессии европейских держав. Во-вторых, Куба должна была принять обязательство не заключать займов, превышающих ее платежеспособность. Особую важность представляло третье условие: Кубе предлагалось признать за США право на интервенцию в целях «защиты» ее независимости и для поддержания на острове правительства, способного защитить жизнь, собственность, личную свободу и выполнять обязательства перед Соединенными Штатами. Не трудно видеть, что американский империализм хотел зафиксировать за собой право вмешиваться во внутренние дела Кубы ради установления там угодного ему правительства. На Кубу возлагалась также обязанность продать Соединенным Штатам или сдать им в аренду землю, необходимую для организации угольных станций и военных баз в пунктах, подлежащих дополнительному согласованию.