ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ ДОКТРИНА «ОТКРЫТЫХ
ДВЕРЕЙ» И ПОЛИТИКА «БОЛЬШОЙ ДУБИНКИ» (1899-1904 гг.)
в.
высказался за полновластное господство Соединенных Штатов над межокеанским
путем. Правительство США стало добиваться пересмотра договора Клейтона —
Бульвера.
Ст. 1 договора 1350 г. прямо запрещала «оккупировать, укреплять или колонизировать какую-либо часть Центральной
Америки». Между тем после заключения договора Англия не раз захватывала в этом
районе те или иные территории. Правда, впоследствии она вынуждена была
отказаться от них. Тем не менее в Соединенных Штатах многие считали договор
Клейтона — Бульвера нарушенным и потерявшим силу. Русский посол Кассини
полагал, что этой точки зрения придерживалась большая часть конгрессменов.
Война в Южной Африке и
изоляция Англии побудили английский кабинет прислушаться к пожеланиям США.
Правительство Мак-Кинли воспользовалось благоприятным моментом и в 1898 г. потребовало от Англии пересмотра договора. Британский кабинет согласился.
5 апреля 1900 г. государственный секретарь Хэй и английский посол в Соединенных Штатах лорд Паунсфот подписали
новый договор о режиме еще не существующего канала. В нем устанавливалось, что
канал может быть построен под руководством правительства США — либо за его
счет, либо частными лицами или акционерным обществом. Англия и США совместно
подтверждали принцип его нейтрализации. Канал объявлялся ими свободным и
открытым в военное и мирное время для прохода военных и торговых судов всех
наций на основе полного равенства в отношении взимаемых платежей и других
условий прохода. Запрещалась блокада канала и «осуществление на нем права
войны», а также возведение укреплений, господствующих над каналом или
примыкающими водам. Другие государства приглашались присоединиться к договору.
По новому акту
управление каналом всецело переходило к США. В этом заключалась уступка Англии
по сравнению с договором Клейтона — Бульвера. Но ответственность за соблюдение
принципа нейтрализации канала по-прежнему несли совместно США и Англия. В
случае присоединения к договору других государств последние разделили бы эту
ответственность с обеими англосаксонскими державами. Таким образом, Соединенные
Штаты получали далеко не полный, политический и военный контроль над каналом.
Кое-что Англия даже выигрывала от нового договора: сохранявшиеся за нею важные
прерогативы основывались бы теперь на бесспорном международном обязательстве, в
то время как договор Клейтона-Бульвера, по существу, потерял силу.
Договор вызвал в США
протесты. Особенно резко возражали крайние империалисты во главе с Теодором
Рузвельтом, бывшим в то время губернатором штата Нью-Йорк. В письме к Хэю Рузвельт
указывал, что США должны иметь право укреплять канал. Кроме того, по его
мнению, договор противоречил «доктрине Монро», которая запрещает европейским
держаная осуществлять контроль в какой бы то ни было форме над любой частью
Западного полушария, за исключением ранее приобретенных ими территорий. А новый
договор как раз предполагал участие европейских держав в контроле над весьма
важной территорией Нового Света: над зоной межокеанского канала. Сенат принял
договор с поправками, которые меняли его смысл. Они предоставляли США
исключительное и безраздельное господство над будущим каналом.
Английское
правительство отказалось включить в уже подписанный договор поправки,
односторонне внесенные сенатом Соединенных Штатов. Но оно согласилось начать
новые переговоры о пересмотре договора. В связи с осложнением обстановки в
Южной Африке Англия сочла себя вынужденной сделать важные уступки.
Пересмотренный договор был подписан 18 ноября 1901 г. теми же лицами — Хэем и Паунсфотом.
|