ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ ДОКТРИНА «ОТКРЫТЫХ
ДВЕРЕЙ» И ПОЛИТИКА «БОЛЬШОЙ ДУБИНКИ» (1899-1904 гг.)
Нет необходимости
излагать все перипетии ожесточенной борьбы двух клик крупных бизнесменов.
Борьба продолжилась с 1899 до лета 1902 г. Параллельно у правительств США происходили переговоры с французской компанией. Заручившись мощной
поддержкой в правящих кругах США, компания заломила за свои «права»
несуразно высокую цену. От имени компании в переговорах с американским
правительством выступал ее крупный акционер и главный инженер, авантюрист и
спекулянт Бюно-Варилья.
В палате представителей
американского конгресса пересилили сторонники никарагуанской компании. Палата
приняла билль о строительстве канала через Никарагуа.
Это обстоятельство встревожило
воротил французской компании. Когда законопроект перешел в сенат, то в решающий
момент в начале 1902 г. руководство французской компании спустило цену до
40 млн. долл. Этот шаг содействовал исходу борьбы в пользу панамского
направления. По наблюдениям русского посла, владельцы трансконтинентальных
железных дорог объединились со сторонниками канала через Панаму в
усилиях провалить закон о сооружении канала через Никарагуа. Поддержка
президента и Марка Ханна завершила дело. 28 июня 1902 г. был издан закон — «акт Спунера», который уполномочивал президента выкупить нрава французской
компании за 40 млн. долл., включая принадлежавшую ей железную дорогу,
перерезавшую Панамский перешеек. Президент должен был договориться с
Колумбией о предоставлении Соединенным Штатам полосы земли «в постоянное
владение» для сооружения канала. Только в случае, если бы эти две задачи
решить не удалось, закон позволял президенту начать переговоры с
правительствами Никарагуа и Коста-Рики о сооружении канала по никарагуанской
трассе. Выделялись средства на строительство — до 135 млн. долл. на канал через
Панаский перешеек (плюс 40 млн. на расчеты с французской компанией) и до 180
млн. в случае прорытия канала через Никарагуа.
Исход борьбы
капиталистических клик, воплощенный в «акте Спунера», определил
направление дальнейшей деятельности американской дипломатии в вопросе о
межокеанском канале. Собственно, договоренность с французской
компанией уже имелась. Поэтому задача заключалась теперь в переговорах с
правительством Колумбии. Либерализм и «открытые двери» тут были забыты. США
старались, напротив, надежно запереть на будущем канале все двери и ключи
положить в свой карман». Главными средствами дипломатии были военные корабли и
десанты морской пехоты. Их воздействие дополнялось силой доллара. Дипломатия
«большой дубинки» и дипломатия доллара работали рука об руку, в полном
контакте. Общее руководство осуществлял сам президент Соединенных Штатов Теодор
Рузвельт.
Правительство Колумбии
и ее президент Маррокин занимали двойственную и колеблющуюся позицию. С одной
стороны, они опасались убытков в случае прорытия канала через Никарагуа и
ревниво наблюдали за отношениями этой республики с Соединенными Штатами. Но с
другой стороны, их страшило проникновение империализма янки на Панамский перешеек.
Сначала переговоры велись со стороны Колумбии через ее министра иностранных дел
Маринеса Сильва, которые был для этого командирован в Вашингтон. Американские
требования к Колумбии носили явно колонизаторский характер. Договориться не удалось,
и Сильва отбыл домой. Переговоры были возобновлены посланником Колумбии в США
Конча. И с ним тоже государственному департаменту не удалось достигнуть
соглашения. По требованию Т. Рузвельта Конча был отозван своим правительством.
Дальше переговоры продолжались с поверенным в делах Эрраном. С ним 22 января 1903 г. государственный секретарь Хэй подписал договор, получивший название договора Хэя — Эррана.
Не успели высохнуть чернила, как Эрран получил от своего правительства
телеграмму с указанием не подписывать этого кабального соглашения.
|