История дипломатии
О книге

История дипломатии. Том II. Автор тома В.М. Хвостов. Под редакцией А.А.Громыко, И.Н.Земскова, В.А.Зорина, В.С.Семенова, С.Д.Сказкина, В.М.Хвостова. Москва Государственное издательство политической литературы 1963

 
Дипломатия в новое время 1871-1914

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ     ДОКТРИНА «ОТКРЫТЫХ  ДВЕРЕЙ» И ПОЛИТИКА «БОЛЬШОЙ ДУБИНКИ» (1899-1904 гг.)

С другой стороны, доктрина выглядела «либерально» и могла бы способствовать отражению критики общей политики США со стороны «антиимпериалистов». Положительные ответы пяти держав были налицо. На содержавшиеся там оговорки в госдепартаменте предпочли закрыть глаза, чтобы не умалять перед избирателями масштабов своего достижения. Не хватало ответа одной России, и вот в конце декабря 1899 г. американский посол посетил российское министерство иностранных дел и обратился с просьбой дать ответ безотлагательно, хотя бы и  «в самой уклончивой форме».

Это своеобразное ходатайство было удовлетворено царским правительством с большой поспешностью. Смысл его ответа сводился к согласию на принцип «открытых дверей» во всех портах Китая, за исключением арендованной Россией территории на Ляодунском полуострове. Но русская нота обходила молчанием вопрос о железнодорожных тарифах.

Поскольку русский ответ не был полным отказом, правительство США решило изобразить его перед публикой в качестве согласия. Так ему было выгоднее с точки зрения интересе: предвыборной кампании. 20 марта 1900 г. Хэй поручил американским послам и посланникам подтвердить правительствам шести держав получение их ответов и заявить, что рассматривает все их как окончательное и полное согласие с политикой «открытых дверей». «Несносная поспешность Хэя», — заметил по этому поводу Николай II.

Доктрина «открытых дверей» составила существенный этап в выработке специфических методов колониальной политики Соединенных Штатов. Либеральная личина скрывала империалистические притязания куда более обширные, чем у многих других, более откровенных участников борьбы за порабощение Китая.

Англо-американский договор о панамском канале

Другой центральной проблемой внешней политики американского империализма явилось обеспечение монопольного господства   США   над   будущим   межокеанским каналом. Все возраставший интерес к экономической эксплуатации Китая усиливал стремление американского империализма к сокращению морского пути в Тихий океан от Атлантического побережья Соединенных Штатов. Канал давал также возможность перебрасывать по мере надобности Атлантическую эскадру военно-морского флота на Дальний Восток, а Тихоокеанскую эскадру в Атлантику, ибо путь вокруг мыса Горн был слишком длительным. Постройки канала все настоятельнее требовали военно-морские круги. Этого же добивались капиталисты, заинтересованные в экспансии на рынках Восточной Азии. Но имелись и силы противодействия: то были владельцы трансконтинентальных железных дорог, которым прорытие канала грозило снижением прибылей. Большая часть делового мира, однако, высказывалась за необходимость скорейшего его сооружения.

Вопрос о создании канала обсуждался уже несколько десятилетий: в 1850 г. Англия и США подписали так называемый договор Клейтона — Бульвера о нейтрализации будущего канала и о свободе плавания но нему. Англия и США обязывались совместно охранять нейтралитет и безопасность канала и приглашали все остальные державы присоединиться к ним в осуществлении этой задачи. Дипломатические и юридические формулы договора Клейтона — Бульвера означали исключение возможности единоличного контроля США над будущим каналом.

Президент Грант еще в 60-х годах XIX