ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ ДОКТРИНА «ОТКРЫТЫХ
ДВЕРЕЙ» И ПОЛИТИКА «БОЛЬШОЙ ДУБИНКИ» (1899-1904 гг.)
С другой стороны, доктрина
выглядела «либерально» и могла бы способствовать отражению критики общей
политики США со стороны «антиимпериалистов». Положительные ответы пяти держав
были налицо. На содержавшиеся там оговорки в госдепартаменте предпочли закрыть
глаза, чтобы не умалять перед избирателями масштабов своего достижения. Не
хватало ответа одной России, и вот в конце декабря 1899 г. американский посол посетил российское министерство иностранных дел и обратился с просьбой
дать ответ безотлагательно, хотя бы и «в самой уклончивой форме».
Это своеобразное
ходатайство было удовлетворено царским правительством с большой поспешностью.
Смысл его ответа сводился к согласию на принцип «открытых дверей» во всех
портах Китая, за исключением арендованной Россией территории на Ляодунском
полуострове. Но русская нота обходила молчанием вопрос о железнодорожных
тарифах.
Поскольку русский ответ
не был полным отказом, правительство США решило изобразить его перед публикой в
качестве согласия. Так ему было выгоднее с точки зрения интересе: предвыборной
кампании. 20 марта 1900 г. Хэй поручил американским послам и посланникам
подтвердить правительствам шести держав получение их ответов и заявить, что
рассматривает все их как окончательное и полное согласие с политикой «открытых
дверей». «Несносная поспешность Хэя», — заметил по этому поводу Николай II.
Доктрина «открытых
дверей» составила существенный этап в выработке специфических методов
колониальной политики Соединенных Штатов. Либеральная личина скрывала
империалистические притязания куда более обширные, чем у многих других, более
откровенных участников борьбы за порабощение Китая.
Англо-американский
договор о панамском канале
Другой центральной
проблемой внешней политики американского империализма явилось обеспечение
монопольного господства США над будущим межокеанским каналом. Все
возраставший интерес к экономической эксплуатации Китая усиливал стремление американского
империализма к сокращению морского пути в Тихий океан от Атлантического
побережья Соединенных Штатов. Канал давал также возможность перебрасывать по
мере надобности Атлантическую эскадру военно-морского флота на Дальний Восток,
а Тихоокеанскую эскадру в Атлантику, ибо путь вокруг мыса Горн был слишком
длительным. Постройки канала все настоятельнее требовали военно-морские круги.
Этого же добивались капиталисты, заинтересованные в экспансии на рынках
Восточной Азии. Но имелись и силы противодействия: то были владельцы
трансконтинентальных железных дорог, которым прорытие канала грозило снижением
прибылей. Большая часть делового мира, однако, высказывалась за необходимость скорейшего
его сооружения.
Вопрос о создании
канала обсуждался уже несколько десятилетий: в 1850 г. Англия и США подписали так называемый договор Клейтона — Бульвера о нейтрализации будущего
канала и о свободе плавания но нему. Англия и США обязывались совместно
охранять нейтралитет и безопасность канала и приглашали все остальные державы
присоединиться к ним в осуществлении этой задачи. Дипломатические и
юридические формулы договора Клейтона — Бульвера означали исключение
возможности единоличного контроля США над будущим каналом.
Президент Грант еще в
60-х годах XIX
|